НАЧАЛО РАЗВИТИЯ АВИАЦИИ В НИЖНЕМ ТАГИЛЕ

Тагильский рабочий — №170 (23814)  Среда, 11 сентября 2013 года

Начало развития авиации в Нижнем Тагиле

Наш родительский дом находился и сейчас находится на Гальянке, на улице Верескова (ранее – Симбирской, Революции). И вновь образованный в 1933-1934 годах Тагильский аэроклуб избрал место для будущего аэродрома на поле почти за нашим огородом

Аэродром, самолеты, парашюты – все было ново, интересно, заманчиво. Многие юноши и девушки устремились в аэроклуб, в том числе и моя старшая сестра Валентина Баранова. Вместе с другими она освоила летное дело, и многие ее знакомые по аэроклубу часто бывали у нас дома. Помню некоторые фамилии: Вера Шпилева, Оня Токарева, Владимир Обедов, Павел Шинкоренко, Александра Дьяконова, Нина и Василий Бердниковы, Виктор Пермяков…

Но первый аэроплан в небе Нижнего Тагила появился еще в июне 1914 года. Пилотировал его Сергей Исаевич Уточкин, один из первых летчиков, совершавших полеты во многие города России и мира.

В 1923 году в нашей стране создается Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ), которое затем влилось в ОСОАВИАХИМ.

В Нижнем Тагиле бюро ОДВФ организовали 1 августа 1923 года. А 5 июня 1925 года образовалось окружное общество, и в его состав вошли 17 районов, в том числе и Н.-Тагильский горком.

В ноябре 1933 года по распоряжению начальника авиации Урала тов. Афанасьева в Нижний Тагил командированы два авиатора для создания авиаклуба, который и начал свою работу в 1934 году. Первые курсанты — летчики приступили к занятиям без отрыва от основного производства.

На их долю выпали все заботы по строительству ангара для самолетов, приведения в порядок летного поля, доставки вручную цистерны для бензина…

Площадь аэродрома в черте города, с южной стороны Гальянки, была размером 750 на 750 погонных метров. Кроме этого, имелась посадочная площадка, разработанная силами общественности, на Уралвагонстрое — 400 на 400 погонных метров. Все работы контролировались начальником аэроклуба тов. Власовым.

В конце 1935 года, то есть через полтора года обучения курсантов, аэроклуб выпустил первых 18 пилотов. Выпускная комиссия Военно-воздушных сил присвоила им звание пилотов запаса РККА.

В числе выпускников были: стахановцы Коржавин и Архипов, первая девушка — пилот Зинаида Долженкова с завода №63, машинист экскаватора Тагилстроя Забиров…

Благодаря газете «Тагильский рабочий» того года, сохранившейся в краеведческой библиотеке при музее-заповеднике, мы имеем возможность познакомиться с фотографиями первых пилотов.

Занятия второй группы курсантов начались 5 января 1936 года: городская группа – 12 человек, группа Уралвагонстроя – 18.

В 1935 году в Нижний Тагил для развития парашютного спорта прибыл инструктор тов. Пономарев. В первую группу вошли активисты комсомольских организаций.

В 1938-м призывной пункт города получил спортивный отряд парашютистов, подготовленный Нижнетагильским аэроклубом. В 1939 году 25 парашютистов подготовил инструктор В. Солнцев.

Работа аэроклуба без внимания не оставалась  В 1936 году постановлением бюро Н.-Тагильского горкома ВКП(б) (тов. Окуджава) и президиума горсовета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов (тов. Гущин) руководители тов. Аксенов, Мельников, Михайлов, Свояков занесены в Книгу почета.

В 1939-м аэроклуб получил переходящее Красное Знамя Свердловского областного Совета ОСОАВИАХИМА за безаварийную работу и успешное выполнение подготовки пилотов.

Корреспонденты газеты «Тагильский рабочий» периодически информировали жителей города об успехах аэроклуба. Так, в 1940 году неоднократно печатались заметки об увлекательной, но нелегкой профессии летчика.

Всесоюзный День советской авиационной культуры, затем – День авиации, был утвержден правительством Советского Союза в 1933 году и ежегодно отмечался 18 августа. В Нижнем Тагиле в 1933-м его отмечали в городском саду (парк имени Бондина), а с 1934-го — на аэродроме.

В 1934-м на Уралвагонстрое в честь Дня авиации организовали четырехчасовой субботник, а заработанные средства перечислили в Фонд обороны.

В 1936-м году аэроклуб совместно с редакцией газеты «Тагильский рабочий» провел агитполет по колхозам района. Представителей передовых колхозов приглашали принять участие в праздновании Дня авиации.

С каждым годом праздник проходил интереснее, на аэродроме собиралось много народа, а летчики, планеристы и парашютисты показывали свои достижения.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В ноябре летный и технический состав аэроклуба на двух самолетах переправили в Арамиль, в полевых условиях учебные самолеты «У-2» переоборудовали в легкие бомбардировщики, а на базе аэроклуба создали 698-й легкобомбардировочный ночной авиаполк.

В конце марта 1942 года его расформировали, а персонал пересадили на самолеты ИЛ-2 и отправили на фронт.

На аэродроме ОСОАВИАХИМа Нижнего Тагила появился эвакуированный Калужский аэроклуб. Из тагильских и калужских планеристов были созданы два отряда, они готовили для фронта специалистов высокого класса и заняли первое место среди парашютно — планерных клубов.

В 1943 году нарком обороны СССР наградил клуб переходящим Красным Знаменем, а личный состав – денежными премиями.

Многие выпускники Нижнетагильского аэроклуба воевали на фронтах Великой Отечественной: Н. Алексеев прошел всю войну и расписался на стене рейхстага, летчики-истребители В. Кузьминых и В. Пермяков сопровождали самолет товарища Сталина в Тегеран на знаменитую конференцию…

На праздновании Дня авиации в 1945 году Нижнетагильский аэродром принимал гостей, на специальной выставке была отражена история советской авиации в войне с Германией.

В 1948 году ОСОАВИАХИМ прекратил свое существование, на его базе организовали Добровольное общество содействия армии (ДОСАрм). Аэродром вытеснили при строительстве Гальяно — Горбуновского жилого массива в 1974 году, и он перебазировался в Быньги.

Жители Гальянки еще долго скучали по самолетному гулу, по тем волнительным моментам, когда наблюдали за прыжками парашютистов.

Моя сестра в 1941 году вышла замуж за летчика Леонида Ушакова и уехала с ним в Краснодар. Там они прожили всю жизнь, там и похоронены.

Мысль написать о Нижнетагильском аэродроме появилась давно, но оказалось, что в городской архив аэроклуб документов не сдавал. Попытки работников аэроклуба отыскать документы прошлых лет к 75-летию организации тоже не увенчались успехом.

Но мне удалось кое-что найти в фондах исторического архива и музея «Горнозаводской Урал». Я благодарна за помощь сотрудникам архива И. Мазор, В. Лавровой и директору Т. Вязовой, заведующей краеведческой библиотекой при музее-заповеднике Л. Кокшаровой и главному библиографу В. Дацкевич.

А еще я благодарна судьбе, что, работая над данным материалом, познакомилась с Ольгой Карпушкиной, мастером спорта СССР, летчиком первого класса, отдавшей авиации 52 года.

Надежда КЛЕВЦОВА, член клуба краеведов при краеведческой библиотеке музея-заповедника. 

погода подробно

11 сентября. Восход солнца 7.20. Заход 20.32. Долгота дня 13.12. 7-й лунный день. Ночью +12, днем +11…+13 градусов, облачно, без осадков. Атмосферное давление 746 мм рт. ст., ветер северо-восточный, 2 м /секунду.

12 сентября. Восход солнца 7.22. Заход 20.29. Долгота дня 13.07. 8-й лунный день. Ночью +8, днем +13…+15 градусов, ясно, без осадков. Атмосферное давление 748 мм рт. ст., ветер южный, 1 м /секунду.
Сегодня и завтра слабые и малые магнитные бури.